Поверните телефон



Психолог

Специалист, закончивший психологический факультет ВУЗа любой специальности: социальный психолог, психолог-педагог и др. с дипломом о в/о.

Психолог не имеет права без дополнительного профильного образования заниматься психотерапией. Главное отличие психолога от психотерапевта и психиатра заключается в том, что психолог – это не врач. Соответственно, диагнозы он не ставит и лечением не занимается.

Задачи психолога: 

  • помочь пациенту восстановить душевное равновесие,

  • научить справляться с негативными последствиями умственного и эмоционального перенапряжения,

  • развить коммуникативные способности,

  • обрести большую уверенность в себе.

Вывод:

Психолог занимается со здоровыми или практически здоровыми людьми, не занимается врачебной диагностикой, не выписывает лекарства, не лечит. Основная работа этого специалиста основана на взаимодействии со здоровыми людьми, имеющими какие-либо жизненные и психологические затруднения.


Клинический (медицинский) психолог

Специалист, закончивший психологический факультет ВУЗа по специальности «клинический психолог» с дипломом о в/о. По программе часть обучения специалиста должна проходить в медицинских учреждениях.

Имеет право заниматься психокоррекцией и диагностическим консультированием в медицинском учреждении (т.е. работать с врачом психиатром/психотерапевтом).

Не имеет права заниматься фармакологическим лечением


Врач-психиатр

Специалист, закончивший медицинский факультет ВУЗа или медицинский институт/академию по общей специальности (6 лет) с дипломом о в/о, а также прошедший обязательную интернатуру (1 год) или ординатуру (2 года) по психиатрии.

В компетенции врача-психиатра находится диагностика, постановка диагноза и лечение психических расстройств любого спектра.

Медикаментозное лечение – основной, и часто единственный вид терапии.

Не имеет формального права заниматься психотерапией без дополнительного образования в области психотерапии.

В некоторых случаях параллельно с психиатром может работать и психотерапевт.


Врач-психотерапевт

Специалист, закончивший медицинский факультет ВУЗа или медицинский институт/академию по общей специальности (6 лет) с дипломом о в/о, а также прошедший обязательную интернатуру (1 год) или ординатуру (2 года) по психиатрии, прошедший курс повышения квалификации по специальности «психотерапия» (несколько месяцев) или ординатуру по специальности «психотерапия» (2 года).

Имеет право заниматься фармакологическим лечением психических расстройств любого ряда, заниматься только психотерапией любых психических расстройств и состояний, если психотерапевтическое лечение целесообразно.

Психотерапевт, как правило, не занимается лечением психических расстройсв тяжелой степени.

Наряду с медикоментозным лечением, разбирается вместе с вами в причинах пошатнувшегося душевного равновесия, выявляет проблемы, которые могли спровоцировать расстройство психики.

Медикаментозное лечение является лишь дополнением основной терапии, но никак не ее полной заменой.

Врач невролог

Невролог (невропатолог) занимается диагностикой и лечением заболеваний центральной и периферической нервной системы. Психотерапия не входит компетенцию невролога.

Обратите внимание!

Ни в коем случае нельзя заниматься самолечением. Любой психотропный препарат у нас в стране продается только по рецепту врача. Ввиду того, что лекарства обладают сильным терапевтическим и побочными эффектами, их прием необходимо вести только под контролем врача. При индивидуальной непереносимости или неуспешном воздействии выписанного средства врач обязан вности коррективы в лечение.

Краткосрочное и долгосрочное консультирование

Выделяют два направления консультаций: кратковременное консультирование (КК) и долгосрочное консультирование (ДК) целесообразность каждого из этих направлений обусловлена как запросом и пожеланиями клиента так и рекомендациями психолога.

Краткосрочное консультирование

Подходит для решения вопросов, которые не затрагивают глубинных изменений личности. Например:

  • для быстрого устранения или облегчения психологических симптомов дискомфорта клиента, более всего сказывающихся на его работоспособности и качестве жизни
  • быстрого восстановления прежнего эмоционального равновесия клиента
  • улучшения понимания клиентом природы имеющегося дискомфорта и (одновременно) с усилением способности клиента справиться с подобным дискомфортом в будущем (если понадобится) в конкретной новой ситуации или редко повторяющихся жизненных обстоятельствах / условиях, требующих психологической адаптации такие как: публичное выступление, поступление в вуз, устройство на работу, сдача экзаменов, знакомство с новыми людьми, перезд/ смена места жительства, обустройсто на новом месте жительства/учебы/работы,и т.д . и т.п.) пережить надавно случившееся неприятное событие.
Отличительной особенностью КК является лимит по времени: от 3 до 15 -20 сеансов.
Верхняя граница длительности КК 20-25 сеансов.

Долгосрочное консультирование (ДК)

Зачастую похоже на психотерапию, показано в ситуациях:
  • когда вы хотите разбираться и, возможно, что-то изменить: в уже привычных вам отношениях со знакомымы вам людьми (в семье, с партнером, с детьми, с родственниками, с родителями, с коллегами , с друзьями и тд. и т.п. ) в своем характере и/или образе жизни в своем отношении к жизни и/или своем мировоззрении
  • когда дискомфорт однотипный и проявляется и влияет сразу на несколько сфер вашей жизни ( таких как работа и\или образование и\или семья и\или увлечения и др) или длится нерперывно долго на протяжении нескольких месяцев или лет в какой-то одной сфере.
Истоки таких проблем, как правило, кроются в особенностях протекания раннего периода развития и формирования соответствующего характера.

Долгосрочная терапия может предполагать многомесячную или многолетнюю проработку клиентом эмоций, мыслей, снов, рисунка поведения и способов его реагирования на те или иные жизненные ситуации. ДК длится от 20- 25 сессий до нескольких лет.

Когда заканчивать консультации?

Когда первичный запрос решен, а новых запросов не появляется; Когда первичный запрос распался на несколько конкретных частей, часть которых уже решена, а другая часть перестала быть актуальной

Эмоциональный интеллект

Эмоциональный интеллект — это способность человека оперировать эмоциональной информацией, то есть той, которую получаем или передаем с помощью эмоций.

Эмоция — это реакция организма на любое изменение во внешней среде. Основы подхода к пониманию эмоций уходят корнями в труды Ч.Дарвина. Он первым отметил, что эмоции обеспечивают наше выживание благодаря тому, что сигнализируют о важности той или иной информации и обеспечивают необходимое в конкретной ситуации поведение.

Согласно теории Саловея – Майера – Карузо (модель способностей), эмоциональный интеллект (англ. emotional intelligence) - это совокупность четырех навыков:

  • Точность оценки и выражения эмоций. Это способность определить эмоции по физическому состоянию и мыслям, по внешнему виду и поведению. Кроме того, оно включает в себя и способность точно выражать свои эмоции потребности, связанные с ними, другим людям.

  • Использование эмоций в мыслительной деятельности. Это понимание того, как можно думать более эффективно, используя эмоции. Управляя эмоцией, человек может менять и свое восприятие, видеть мир под разным углом и более эффективно решать проблемы.

  • Понимание эмоций. Это умение определить источник эмоций, классифицировать эмоции, распознавать связи между словами и эмоциями, интерпретировать значения эмоций, касающихся взаимоотношений, понимать сложные (амбивалентные) чувства, осознавать переходы от одной эмоции к другой и возможное дальнейшее развитие эмоции.

  • Управление эмоциями. Это умение использовать информацию, которую дают эмоции, вызывать эмоции или отстраняться от них в зависимости от их информативности или пользы; управлять своими и чужими эмоциями.

Авторы концепции: 

Питер Саловей ( Peter Salovey, Кембридж, штат Массачусетс ) — американский социальный психолог 

Джон Майер (John D. Mayer) - социальный психолог Университета Нью-Хемпшира (University of New Hampshire).

Дэвид Р. Карузо (David R.Caruso) – психолог, специалист в области менеджмента, сотрудник Центра эмоционального интеллекта Йельского университета (США).

В сооаторстве разработали концепцию эмоционального интеллекта в 1990г. , и самого авторитетного теста на определение уровня эмоционального интеллекта MSCEIT (Mayer-Salovey-Caruso Emotional Intelligence Test). 

Эмпатия

Эмпатия - (от греч. empatheia - сопереживание) - постижение эмоционального состояния, проникновение -вчувствование в переживания другого человека.

В современной психологии эмпатию трактуют как способность человека к пониманию и параллельному переживанию тех эмоций, которые возникают у другого человека в ходе общения с ним, либо как способность приобщаться к эмоциональной жизни другого, разделяя его переживания.

Термин ввел в психологию Э. Титченер.

Различаются:

  • я эмпатия эмоциональная — основанная на механизмах проекции и подражания моторным и аффективным реакциям другого

  • эмпатия когнитивная — базируемая на процессах интеллектуальных — сравнение, аналогия и пр.

  • эмпатия предикативная — проявляемая как способность предсказывать аффективные реакции другого в конкретных ситуациях эмпатическая способность обычно возрастает с ростом жизненного опыта

Эмпатия легче реализуется при сходстве поведенческих и эмоциональных реакций субъектов.

отулоатуцлкоатлкуцт
удлкоатукцлдоатуцклдотакулцдоталкудотаулкдоцт

Термины: